«Чёрный Обелиск» и «Ария» в ДК Горбунова (27.03.1993)

ЧО
Aria

Дата концерта: 27 марта 1993 года
Место проведения: Москва, ДК Горбунова
Артист: группы «ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК» и «АРИЯ»

Сет-лист выступления группы «ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК»:

1. Город в огне
2. Стена
3. Дорога в никуда
4. Полночь
5. Война
6. Пельменная
7. Ещё один день
8. Чёрный обелиск

Сет-лист выступления группы «АРИЯ»:

1. Прощай, Норфолк!
2. Антихрист
3. Зомби
4. Кровь за кровь
5. Герой асфальта
6. Раскачаем этот мир
7. Игра с огнём
8. Бесы
9. Всё, что было
10. Не хочешь — не верь мне
11. Дай жару!
12. Улица Роз

Это был дневной субботний концерт, поскольку вечером в «Горбушке» группа «Крематорий» снова, как и 26-го числа, презентовала «Двойной альбом». Мы с одноклассником едва успели перевести дух после пятничного «Крематория», а уже на следующий день опять были на том же месте, имея на руках заранее купленные билеты по 500 рублей за штуку. Мне очень хотелось послушать и увидеть живьём «Арию», а товарищу — «Чёрный Обелиск», так что подвернувшийся случай совместного выступления «Арии» и «Обелиска» пришёлся весьма кстати. Если на концерте «Крематория» подавляющее большинство зрителей состояло из студентов и старших школьников, то от души пофанатеть от тяжёлого рока подтянулась совсем иная публика: вполне взрослые парни и девушки лет 20-25-ти и толпы совсем ещё неоперившихся птенцов — все как один патлатые, все как один в шипованных напульсниках и майках с замысловатыми логотипами: «Metallica», «Iron Maiden», «Judas Priest», «King Diamond» и с совершенно непроизносимыми названиями групп безумно популярного в ту пору стиля thrash metal.

Долго дожидаться открытия массивных дверей в зал ДК вся эта пёстрая толпа не стала, в определённый момент попросту проломив двери и шустро рассредоточившись в пространстве между неубранных (!) рядов мягких кресел, моментально превращённых в подножники. Настраивавший на сцене бас-гитару Толик Крупнов, отметивший за три дня до того своё 28-летие, даже не успел толком повернуть голову, как фэны уже окружили сцену и начали скандировать: «ТО-ЛИК! ТО-ЛИК!», «О-БЕ-ЛИСК! О-БЕ-ЛИСК!». К марту 1993-го шедевральный альбом «Ещё один день», который мы с друзьями впервые услышали ещё на кассетах, уже был полноценно растиражирован на виниловых пластинках, так что даже я, не отслеживавший творчество «Обелиска» примерно с периода магнитоальбома «Цветы зла» (вообще, Толика я больше тогда знал как виртуознейшего басиста группы «Шах»), был в курсе всей той крутизны, которой добился Крупа в его возродившемся родном проекте. Музыканты «Чёрного Обелиска» вышли на сцену спустя 15-20 минут после штурма дверей фэнами. Состав был такой: Анатолий Крупнов (вокал, бас-гитара), Юрий Алексеев (гитара), Дмитрий Борисенков (гитара) и Владимир Ермаков (барабаны). С первыми аккордами песни «Город в огне» фэны возликовали, а Крупнов начал опустошать бог весть откуда взявшиеся пивные бутылки, выливая их пенистое содержимое на головы беснующихся в партере болельщиков группы. Композиция «Стена» была растянута минут на 15, поскольку барабаны отказывали, и Крупнову приходилось выходить из создавшегося положения витиеватыми джаз-роковыми импровизациями на басу. После «Дороги в никуда» концерт вошёл в уверенное русло, так что в целом сет «Обелиска», невзирая на технические сбои, прошёл «на ура!»: Алексеев и Борисенков отчаянно трясли «гривами» (очень красиво и артистично!), Ермаков молотил что было сил и бросался из-за барабанной стойки измочаленными палочками, Толик, одетый в чёрное, в паузах между песнями общался с залом. Написанную за 13 лет до того «Пельменную» спели дружным хором (харизматичный Толик при этом аккомпанировал себе на электрогитаре), а во время исполнения песни «Чёрный обелиск» состоялся коронный номер Крупнова, увиденный тогда мной впервые – ловкое взбирание на сценические порталы и эффектный прыжок с колонок прямо в толпу поклонников, с бас-гитарой наперевес. Что касается музыки, то в процессе этого действа все окончательные сомнения рассеялись: в России действительно появилась своя «Metallica», опирающаяся в текстах на Ремарка, Бодлера и Верхарна, и тогда казалось — «Чёрный Обелиск» и его лидера ждёт впереди долгая и чрезвычайно плодотворная жизнь. Скажи мне кто тогда, что спустя 4 года Крупнова отвезут на Введенское кладбище, я бы покрутил пальцем у виска — настолько он казался мощным и здоровым парнем.

То и дело ловил себя на мысли, насколько странно наблюдать выступления столь мощных по драйву команд не в контексте рукоплещущего и ревущего стадиона, а в антураже советского Дворца культуры с бабушками-билетёршами на входе. Группа «Ария», переживавшая не самые свои популярные времена, выступала в составе: Валерий Кипелов (вокал), Владимир Холстинин (гитара), Сергей Маврин (гитара), Виталий Дубинин (бас-гитара, вокал) и Александр Манякин (барабаны). Основу выступления составил материал наиболее актуального на тот момент, пятого альбома — «Кровь за кровь», в силу переломных моментов для страны с весьма ощутимой задержкой изданный на виниле, и весной 1993-го считавшийся ещё вполне свежим. Помимо этого прозвучали лучшие хиты из альбомов «Герой асфальта» и «Игра с огнём». Начали с блока песен из пластинки «Кровь за кровь». 34-летний Валерий Кипелов, точно заправский гипнотизёр, заворожил фэнов причудливой жестикуляцией на фоне Холстинина, Дубинина и Маврина, то и дело встававших в героические позы с гитарами наперевес. При этом поклонникам без труда удалось изучить весьма крутые кипеловские сапоги-казаки, в которые он был обут — настолько часто он ставил то одну, то другую ногу на сценический монитор. Всех сплотило исполнение песни «Раскачаем этот мир» (к слову, одной из самых любимых моих вещей у «Арии») — во время её звучания музыканты и поклонники стали единым и неделимым организмом до самого конца концерта. Во время продолжительной «Игры с огнём» Кипелов воспользовался инструментальной паузой и покинул сцену минут на пять, чтоб в нужный момент снова появиться — это смотрелось чрезвычайно интригующе и эффектно. Под занавес прозвучали «Дай жару!» и «Улица Роз», и это была правильная кода. О том, что фэны-металлисты оставили от рядов мягких кресел, беспечно оставленных в партере, лучше даже не вспоминать. Покидали мы «Горбушку» после этого двухдневного рок-марафона вполне счастливыми. Душа хотела праздника — душа его получила! В стопроцентном объёме. А уже через пару месяцев в Москву приехала великая британская группа «Iron Maiden» и устроила в «Олимпийском» незабываемое шоу в стиле классического heavy metal — так и получилось, что «Арию» и «Iron Maiden» я увидел и услышал живьём фактически на одном и том же историческом отрезке времени.

Материал подготовлен на основе оригинального очерка Игоря Шамарина, опубликованного в журнале «Квартира» (№ 4(105) / апрель 1993 года).

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии