«Браво» в «Главклубе» с юбилейным концертом «БРАВО-35» (16.11.2018)

Дата концерта: 16 ноября 2018 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «БРАВО»

Юбилейное шоу «БРАВО-35»

Полный сет-лист концерта:

1. Жёлтые ботинки (инструментальное интро)
2. Любите, девушки
3. Выше всех
4. Там, где сбываются сны
5. Полёт через Ла-Манш
6. Нет предела
7. Перемена мест
8. 36,6
9. Если бы на Марсе...
10. Ветер знает

11-13 — «LOS HAVTANOS»

14. Добрый вечер, Москва!
15. Мода
16. Мне грустно и легко
17. Рэй Дэвис
18. Вася
19. ПОПУРРИ ИЗ РАННИХ ПЕСЕН:
— Открытие
— Жёлтые ботинки
— В чём дело?
— Верю я
— Будь со мной
— Кошки
20. Стильный оранжевый галстук
21. Московский бит
22. Король Оранжевое Лето
23. Замок из песка (reggae version)
24. Жар-птица
25. Дорога в облака
26. Любовь не горит
27. Это за окном рассвет
28. Ленинградский рок-н-ролл

БИС:

29. От Таганки до Кузьминок
30. Чёрный кот
31. Этот город
32. Старый отель
33. That's All Right, Mama

Начнём с исторического экскурса. Осенью 1983 года прервавшие сотрудничество с группой «Постскриптум» гитарист Евгений Хавтан и барабанщик Павел Кузин собрали музыкальный коллектив, получивший название «БРАВО» (сейчас уже мало кто помнит, что на первых порах ударение делалось на второй слог). Бас-гитару взял в руки Андрей Конусов, саксофон — Александр Степаненко, а вокалисткой стала экстравагантная Жанна Агузарова, известная в андеграундной тусовке под именем Иванна Андерс. В таком составе был записан дебютный, 20-минутный магнитоальбом, в который вошли пронизанные небывалой лёгкостью и рокабилльным очарованием песни «Кошки», «Жёлтые ботинки», «Верю я» (мегахит на слова Гарика Сукачёва, перекочевавший из репертуара «Постскриптума»), «Медицинский институт», «Звёздный каталог» и «Як». Взлёт группы совпал с возникшим в позднем СССР ретро-бумом, подогретым, главным образом, позитивным резонансом полузапрещённого фильма Михаила Козакова «Покровские ворота» по блистательному сценарию Леонида Зорина. В молодёжной среде возникла мода на эстетику времени зарождения рок-н-ролла (середина-конец пятидесятых на Западе, середина шестидесятых у нас), многие новые стиляги стали завсегдатаями столичного Тишинского рынка, где у предприимчивых бабушек можно было приобрести нечто винтажное и аутентичное. Не стала исключением и музыкальная тусовка (достаточно вспомнить единовременный ретро-прорыв групп «Зоопарк», «Секрет», «Мистер Твистер», «Центр», «Бригада С» и др.). Ретро-неформалы, как и всё яркое в насквозь идеологизированной и подконтрольной КГБ советской действительности, в одночасье вызвали пристальное внимание властей: неофициальные концерты не поощрялись, независимое от Союза композиторов и Союза писателей творчество носило статус маргинального — вся эта «оруэлловщина» закончилась лишь во второй половине восьмидесятых, успев нанести определённый ущерб даже самым аполитичным, на первый взгляд, представителям неформального движения. В этих декорациях началась тернистая и многоцветная история «Браво»: менялись вокалисты, трансформировалась жанровая подача и стилистика, на смену магнитоальбомам пришли виниловые пластинки и компакт-диски, группа переместилась из подполья на стадионы и ТВ, переживая то небывалые взлёты (эпоха с Жанной Агузаровой и Валерием Сюткиным), то вынужденные и не всегда адекватные подстраивания под стремительно меняющуюся эпоху, то романтический Renaissance с трепетным Робертом Ленцем и позднейший уклон в некое хипстерство, но год за годом неизменным оставалось одно — группа, возглавляемая неутомимым Евгением Хавтаном, продолжала оставаться на плаву, выпуская свежие хиты и радуя фэнов периодическими концертами и альбомами. В 2018 году «Браво» исполнилось 35 лет. Московское двухдневное юбилейное шоу состоялось 16 и 17 ноября в «Главклубе», при этом концерты одновременно явились презентацией свежевыпущенного альбома — «Unrealised».

Пятничным вечером 16 ноября автор этого обзора посетил «Главклуб». Было весьма многолюдно, в фойе продавали как новый CD (по 600 рублей), так и другой мерчендайзинг «Браво», включающий не так давно изданную книгу о группе: никто не ушёл обиженным. Начало шоу было заявлено на 20.00, а до выхода музыкантов на сцену столпившихся в зале зрителей развлекал несущий вахту диджей. В 20.00 стало веселее: неожиданно ожил большой экран над сценой, прервавший показ тридиционных для «Главклуба» зрительских селфи, присланных с гаджетов, вопросом: «СКУЧАЕТЕ?». Народ оживился, и экран ответил следующей репликой: «ПРИВЕТ, МЫ — ГРУППА „БРАВО“, СКОРО НАЧНЁМ». Не успели фэны выразить ожидаемый восторг, как последовала новая реплика: «МИНУТ ЧЕРЕЗ 30». Народ разочарованно загудел, и экран моментально отреагировал: «ШУТКА». А как только все радостно выдохнули, на экране отобразилось: «ЧЕРЕЗ 35». Народ всё понял и, улюлюкая, разошёлся опустошать бары. Дальнейшее ожидание скрашивалось беззвучными экранными репликами в том же ироничном духе, типа: «ТУТ ТАКОЕ ДЕЛО. ПО СЦЕНЕ КРАСАВЦЫ БЕГАЮТ — ВИДИТЕ? КАК ГОСПОЖНАДЗОР, ТОЛЬКО НАШ. ЭТО ОНИ НАСТРАИВАЮТ НАМ ИНСТРУМЕНТЫ». К слову, никто в этот момент по сцене не бегал, но, видимо, должен был. И только минут через 10 настала очередь техников, занявшихся анонсированной подготовкой аппарата. Ближе к 20.30 селфи снова исчезли, и зажглась надпись: «МЫ ВСЁ СЛЫШИМ». Народ, уже как следует разогретый горячительными напитками, ответил бодрым приветствием, но вскоре снова предсказуемо заскучал. Сразу же на экране зажглось ершистое: «НЕОТЧЁТЛИВО СТАЛО». В общем, так мы все и развлекались до половины девятого (якобы плохую слышимость реакции зала экран примирительно обосновал: «35 ЛЕТ — НЕ ШУТКА»), а после на экране замелькали фрагменты документального фильма «Браво Story», премьера которого запланирована на весну 2019-го, и первые кадры видеоклипа «Это за окном рассвет»: молодой Роберт Ленц в предконцертном волнении бормочет строчки из песни и сетует, что всё забыл, барабанщик Павел Кузин спрашивает, не видел ли кто палочки (при этом палочки цепко зажаты у него в руках) и т.д. А актёр Камиль Ларин в роли конферансье, подглядывая в бумажку, обращается к переполненному залу: «Встречайте, ансамбль...ансамбль...эээ...хммм... „БравО“. Ансамбль „БравО“!». К этому моменту на сцене «Главклуба» находились уже все 9 музыкантов нынешнего состава «Браво»: Евгений Хавтан (гитара, вокал), Роберт Ленц (гитара, губная гармошка, вокал), Александр Степаненко (клавишные, флейта, аккордеон, бэк-вокал), Михаил Грачёв (бас-гитара, контрабас), Павел Кузин (барабаны), Алексей Алексеев (труба), Олег Кудрявцев (саксофон), Дмитрий Лазарев (тромбон) и Рэй Фромета (перкуссия). Прозвучал сэмпл «ТАНЦУЮТ ВСЕ!» из культовой советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», и концерт начался инструментальной версией самого раннего хита «Браво» — «Жёлтые ботинки».

А первой песней в юбилейной программе прозвучала «Любите, девушки» с вокалом Роберта Ленца («Любите, девушки, простых романтиков, отважных лётчиков и моряков. Бросайте, девушки, домашних мальчиков, не стоит им дарить свою любовь!»), неизменно отсылающая к раннему творчеству уже упомянутой мной московской группы «Центр» (это у них пелось: «Девушки любят лётчиков, девушки ждут моряков, девушки игнорируют маменькиных сынков...»). Дальше место у микрофона предпочли строго чередовать: одну песню поёт Ленц, следующую за ней — Хавтан. Не успел народ как следует включиться в ностальгически-праздничный сет, как музыканты «Браво» взялись за исполнение блока относительно новых, не столь знакомых и не столь любимых песен: «Полёт через Ла-Манш», «Нет предела», «Перемена мест» — это моментально отразилось на общем настроении, народ заскучал и вновь массово направился в сторону услужливых барменов. Тем временем Евгений Хавтан произнёс небольшую речь: «Сначала для наших концертов юбилейных мы хотели пригласить симфонический оркестр, Аллу Пугачёву, Стинга, ещё много кого, но потом подумали, что, может быть, мы сами сыграем, всё-таки, свои песни, и останемся самими собой? Что вы по этому поводу думаете?». Публика отреагировала одобрительным рёвом, а основатель «Браво» продолжил: «Отлично. Спасибо вам за поддержку, у нас сегодня будет офигенно длинный концерт. Я сказочно рад видеть вас, и так же надеюсь, что вы рады видеть нас снова. Спустя 35 лет — в уме, и мы помним свои песни, аккорды...уже неплохо!». Концерт продолжился. Песню «36,6», до определённого времени принадлежавшую стороннему проекту «Микки Маус и стилеты» с участием Е.Хавтана, исполнили в акустике. Следом народ заметно приободрился и сбросил налетевшую хандру, поскольку были исполнены давние хиты «Если бы на Марсе...» (Ленц в процессе сыграл на губной гармошке) и «Ветер знает» (с анонсом на шибко разговорчивом экране: «А ТЕПЕРЬ КОЕ-ЧТО НЕУСТАРЕВАЮЩЕЕ...»). Тут бы и вдарить по проверенным временем хитам, но музыканты решили иначе: погас свет, и на экране ожили кадры документальной кинохроники в пламенной речью легендарного кубинского лидера Фиделя Кастро. Народ горячо приветствовал Фиделя, а тем временем на сцене заняли позиции участники нового сайд-проекта Евгения Хавтана — «LOS HAVTANOS». Без каких-либо предисловий и представлений зазвучала первая композиция (не готовая к такому жанровому повороту публика в «Главклубе» испытала явное замешательство): музыканты из Южной Америки (в их числе — перкуссионист Рэй Фромета) исполняли окрашенный этническим колоритом опус, Евгений Хавтан играл на акустической гитаре и в процессе игры «переводил» текст, а российская певица Яна Блиндер с бойким артистизмом общалась со зрителями улыбками и жестами.

О проекте Хавтан сказал следующее: «Группа называется „Los Havtanos“. С этими ребятами мы готовимся к записи альбома, это один из моих проектов помимо „Браво“. Я очень рад, что судьба меня свела вместе с ними. Мы сыграем сейчас ещё пару песен и продолжим двигаться в нашем направлении». Публика вежливо пережидала сет из трёх номеров «Los Havtanos» (многие сгоняли в бар, кто-то уже не вернулся), повеяло тропическим чиллаутом, совсем не рифмующимся с эстетикой классического рок-н-ролла. Эта часть шоу заметно охладила пыл многих пришедших поклонников, так что позже группе пришлось приложить некоторые усилия для восстановления правильной энергетики. Восстанавливать начали с песни «Добрый вечер, Москва!», и дальше уже не жалели бриллиантов: хиты посыпались как из рога изобилия. «Мода», «Мне грустно и легко» (Михаил Грачёв сменил бас-гитару на контрабас), «Рэй Дэвис», «Вася»... Когда публика завелась не на шутку, Евгений Хавтан объявил блок самых первых песен «Браво», написанных в 1983 году. Анонс был принят на «ура». «Кстати, поднимите руки, кто тогда ещё не родился?» (и тут чуть ли не все вокруг меня подняли руки, странноватое ощущение). На взметнувшийся лес рук Хавтан отреагировал с ироничной усмешкой: «У вас не всё ещё потеряно». Наступило время следующего, самого стильного и запомнившегося блока юбилейного шоу — попурри репертуара «Браво» эпохи Жанны Агузаровой в эдаком стиле нидерландской поп-группы «Stars On 45»: трио одинаково одетых в нечто «моряцкое» поющих девушек (на фото ниже слева направо — Яна Блиндер, Feliz Feliz и Василиса Савоськина), исполнивших под аккомпанемент выстроившихся в линию «бравомэнов» (Павел Кузин стоя играл на основном барабане) фрагменты нетленок «Открытие», «Жёлтые ботинки», «В чём дело?», «Верю я», «Будь со мной» и «Кошки». Парни из духовой секции не жалели сил и артистизма, превратив сет в подлинный музыкальный праздник. В какой-то момент защемило в груди от ностальгии и острой сентиментальности момента, а кто-то особенно расчувствовавшийся неожиданно для окружающих крикнул во всё горло: «Где Жанна, б##ть?..».

Исполненные далее «Стильный оранжевый галстук» и «Московский бит» обозначили последовавшую за агузаровской эпохой эпоху Валерия Сюткина, а затем, одна за другой, прозвучали три песни на слова Вадима Степанцова: «Король Оранжевое Лето», «Замок из песка» и «Жар-птица» (к слову, чуть ранее были исполнены «Добрый вечер, Москва!» и «Мне грустно и легко» — это также плоды сотрудничества Степанцова с «Браво»). «Замок из песка» исполнили в стиле рэггей — именно такая версия вошла в только что выпущенный альбом "Unrealised" (соответственно, Хавтан сказал пару слов об альбоме и порекомендовал желающим его приобрести в фойе). Фишкой исполнения стал выход на сцену директора «Браво» Виталия Цветкова, энергично прочитавшего во время инструментального момента рэп (досадно, что почти всё было прочитано в неработающий микрофон). «Жар-птица» прозвучала сказочно и небывало проникновенно (низкий поклон, Роберт!), с фантастическим светом и женским бэк-вокалом. Далее, со странным анонсом на разговорчивом, преисполненном иронии и, видимо, вконец запутавшемся в бесконечном сет-листе экране «А ТЕПЕРЬ — КОЕ-ЧТО ИЗ НОВЕНЬКОГО...» — «Дорога в облака», «Любовь не горит», «Это за окном рассвет» (во время исполнения «Рассвета» с потолка посыпался серебряный дождь). Перед «Ленинградским рок-н-роллом» — представление музыкантов и технического персонала, а во время исполнения Роберт Ленц взял штурмом синтезатор и исполнил отличное клавишное соло. Стоит отметить и умопомрачительное соло на ударных в исполнении не подвластного времени Павла Кузина, ставшее одним из ярчайших моментов праздника. Но вот, музыканты покинули сцену, чтоб вскоре, к радости фэнов, вернуться вновь — на «бис». В этом блоке прозвучала акустическая баллада «От Таганки до Кузьминок» (с ностальгической фотохроникой на экране), забойный твист «Чёрный кот» (с экрана всю песню смотрели огромные кошачьи глаза, а в коде проступила вся голова; исполнение запомнилось также рокерским жестом — козой, показанной Василисой Савоськиной кому-то в фанзоне). Когда отзвучал поставивший зал на уши «Этот город», основатель «Браво» обратился к публике с просьбой сделать совместное селфи («актуальная история, наш фотограф попросил»), что и было осуществлено.

Сюрпризом стало возвращение к жизни легендарной песни «Старый отель»: дуэт Евгения Хавтана и Яны Блиндер хоть и не может сравниться с классическим исполнением Жанны Агузаровой (к тому же, стоит отметить, что у Агузаровой и Блиндер совершенно несоизмеримые вокальные возможности), но номер усилил эмоциональный накал этого юбилейного вечера. Концерт подошёл к завершению к 23.00. «Неизвестно, как всё сложилось бы, но то, что мы сейчас стоим здесь — это потому, что один человек все эти 35 лет верил, писал все эти прекрасные песни всё это время» — эти слова Роберта Ленца, относящиеся к Евгению Хавтану, вполне можно назвать смысловым лейтмотивом всего шоу — можно смело сказать, что это был именно бенефис. В самом финале — короткая прощальная речь и песня «That's All Right, Mama» из далёкого 1954 года с дебютной пластинки Элвиса Пресли. Когда народ направился к выходу, по экрану поползли долгие титры с перечислением всех людей, так или иначе отметившихся в 35-летней истории группы «Браво». В этом списке было имя Евгения Осина, сотрудничавшего с группой в 1988-89 годы и записавшего с ней несколько прекрасных песен. На следующий день, 17 ноября, в «Главклубе» состоялся второй концерт «Браво-35». В этот день Евгений Осин покинул этот мир в возрасте 54 лет, и на концерте почтили его память. Такие вот дела.

В материале использованы фото Валентина Монастырского, Екатерины Зотовой, Игоря Шамарина.

Автор обзора — И.Шамарин, специально для сайта http://igor-shamarin.ru/

25.11.2018 г.

 

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr