«АукцЫон» в «Главклубе» с программой «Чайник вина» (9.12.2018)

Дата концерта: 9 декабря 2018 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «АУКЦыОН» и Анна Хвостенко
Программа «Чайник вина»

Полный сет-лист концерта:

1. Орландина
2. И ночь, и день
3. Тайна
4. Слепой
5. Дети
6. Внутри собаки + Эгоцентризм II + Внутри собаки
7. Конь унёс любимого
8. Чайник вина
9. Не вижу птиц я
10. Прощальная
11. Милая моя
12 Мы всех лучше

БИС:

13. И день и ночь
14. Пропал
15. Ждать

В воскресенье 9 декабря в столичном «Главклубе» снова ворожил питерский «АукцЫон». В этот раз была сыграна легендарная программа «Чайник вина», реализованная группой в далёком 1992 году в магическом тандеме с Алексеем Хвостенко. В отличие от прошлогоднего концерта в «Главклубе» (перепрохождение альбома «Девушки поют»), о котором я здесь рассказывал, в этот раз всё вертелось в абсолютно концептуальном потоке, придерживаясь явно потусторонних — без преувеличения — канонов и энергий. Начало концерта было намечено на 20.00, но в 19.30, когда я приехал в клуб, народу было ещё очень мало. В фойе со всеми желающими фотографировался и общался улыбчивый Олег Гаркуша, чуть поодаль от Гаркуши — за прилавком с книгами и собственноручно изданными дисками — стоял Олег Коврига, в полупустом зале крутил классику зарубежного рока укоренившийся прямо посреди сцены диджей — в общем, всё происходило согласно издавна заведённому ритуалу. Расставленные на сцене винтажные стулья, пюпитры и, конечно же, приковывающий к себе внимание затейливыми бликами чайник на низком столике — буквально всё давало понять, что нас ожидает не рядовое рок-шоу, а — как минимум — театрализованное действо в антураже классического искусства. Так в итоге и случилось.

До 20.45, пока клубный зал не заполнился людьми в достаточной мере (переаншлага, понятное дело, не было, но пустого места вокруг почти не осталось), из колонок громыхало наследие «Deep Purple», «The Doors», «The Rolling Stones» и чуть более современный западный рок. В 20.50, едва угасли звуки жёсткого ремикса на моррисоновскую «People Are Strange», на золотящиеся стулья и серебрящиеся пюпитры упали отблески осветительных установок, и на сцену бодрым шагом вышла делегация восторженно приветствуемых шаманов, возглавляемая Леонидом Фёдоровым и Анной Хвостенко. Пока Леонид на левом фланге сцены надевал на плечо гитару, а Анна располагалась за центральным столиком перед микрофоном, свои локации заняли Владимир Волков (контрабас, клавишные), Виктор Бондарик (бас-гитара), Дмитрий Озерский (клавишные), Николай Рубанов (саксофон, бас-кларнет, клавишные), Юрий Парфёнов (труба, флейта, флюгельгорн), Михаил Коловский (туба), Борис Шавейников (барабаны). Ну, а самые звонкие аплодисменты получил, понятное дело, блистательный (во всех смыслах, учитывая беспрестанно сверкающий пиджак) шоумен Олег Гаркуша — представший в неизменных белых перчатках, при чёрном, разрисованном цветными нотными знаками галстуке и — с саквояжем (или чемоданом?), наполненным всякого рода баночками, дудочками и дуделками. Энергично, слёту, начали играть легендарный андеграундный суперхит «Орландина». Большой экран запестрел видеорядом мрачных подворотен, музыканты задали необходимый ритмический рисунок, а Леонид узнаваемым «расслабленным» голосом затянул куплет: «В полночь я вышел на прогулку, шёл в темноте по переулку...». В свою очередь, припавшая к микрофону Анна Алексеевна Хвостенко, в колоритной боярской шапке и меховой безрукавке (для полной картины не хватало, разве что, огромного бубна в руках), в контексте дуэта исполняла, с вызывающим мгновенную симпатию артистизмом, партию Орландины. Когда первая песня прозвучала, на всех клубных экранах высветилась обложка альбома «Чайник вина»: только на главном экране она была в традиционном белом дизайне, а на боковых — в инфернально-чёрном. Присевший на стул Олег Гаркуша вплёл в создаваемое на глазах магическое облако поэзию Хвоста (не единожды за этот вечер), надев очки и читая стих прямо из пронизанной закладками книги, и концерт продолжился — шаг за шагом проходя оригинальный трек-лист пластинки «Чайник вина».

Анна Хвостенко, которую Леонид Фёдоров сразу же представил публике, на протяжении всей программы полноправно шаманила и выступала в роли некоей основной жрицы, внося в совершаемый ритуал ломкий, я бы даже сказал птичий колорит женской души — если вы понимаете, что я имею в виду. Тут всё пошло в дело — какие-то бесчисленные шелестящие листы с текстами, крики и писки, музыкальные инструменты и отбивание ритма всем, что попадётся под руку и под ногу... Чем дальше, тем концерт всё больше отдалялся от канонов рок-музыки и походил на полнокровный обряд. Видеоряд к каждой песне потрясал атмосферным соответствием: отражающаяся в луже луна на ночной деревенской дороге («И ночь, и день») или безумие печатных машинок («Тайна») — всё только усиливало, расширяло и растягивало в какие-то неведомые пространства драматургию вечера. И над всем витал сперва лишь ощущаемый, а затем и визуально проявившийся облик Алексея Львовича Хвостенко и его творческой вселенной, наполненной магией музыки «АукцЫона». Вслед за очередным прочитанным Гаркушей хвостенковским стихотворением («Поэзия — святая пустота») — настоящее шаманское путешествие в пространстве песни «Слепой». Владимир Волков в белом одеянии использовал контрабас в качестве ключа к дверям в иное измерение — и все мы вдруг оказались в лодке, плывущей по небу в сторону леса. В паузе-выдохе перед песней «Дети» из зала громогласно воскликнули: «ВЫ — ЛУЧШИЕ! ГАРКУША, ТЫ — ЛУЧШИЙ!». Композиция «Внутри собаки» (к слову, одна из самых любимых мною в этой программе) претерпела жанровые метаморфозы, когда привычное джазовое звучание внезапно подстегнул-подхватил маршевый ритм и, скатываясь в чёткую ска-подачу, всё обернулось исполнением песни «Эгоцентризм II» из репертуара легендарной питерской группы «Странные игры»! Фёдоров, улыбаясь во всё лицо, запел: «На перекрёстке себя поджидал я, чтобы себя самого напугать. И, в самом деле, когда увидал я себя, то отпрянул в ужасе вспять...». Не скажу, что фишку просекли все зрители, но в толпе точно были те, кто считали этот месседж из восьмидесятых. Неожиданный (не знаю, насколько спонтанный) сюрприз. Анна использовала рожок, маэстро Фёдоров, помимо собственного исполнения, с явно довольным видом следил за общим исполнением процесса, а группа — она попросту мастерски моделировала звуковой и энергетический хаос в необходимые здесь и сейчас конструкции.

Эмоциональный накал вечера нарастал, и вот уже мы услышали, что звучит пронизанная щемящей сентиментальностью «Конь унёс любимого» — а на главном экране эту же песню исполняет под гитару Хвост. И будто бы мало визуализации, летящего сквозь звёздный космос белого коня и облика Хвостенко, покинувшего эту планету в ноябре 2004 года — Гаркуша в затихающей коде читает «Вечное» Анри Волохонского, где: «Мои стихи не убивает время / Мои стихи не убивают время / Да, времена стихи не убивают / И никогда стихи не убивают… От времени стихи не убывают / И времена они не убивают / Они ступая медленной стопою / Идут идут прозрачною стопою»… — ощущается уже предвестье явного спиритического сеанса, который собираются провести музыканты «АукцЫона». И вот, Фёдоров вопит в пространство песню «Чайник вина», разбрасывая в зал щедрыми горстями какие только угодно душе гипотетические стимуляторы и настежь открывая двери толпящимся в дверях «Главклуба» призракам и теням. На большом экране оживают, воскресают, дышат чёрные контуры, компания в сборе, вино бурлит в чайнике с вычурными инициалами «А.В.» — наступило время волохонско-хвостенковско-аукцыонных дружеских объятий в русле устроенных здесь, в мистических декабрьских сумерках, посиделок. Все авторы и исполнители — на местах и при деле.

Пока всё происходит (кажется, уже само по себе, без участия музыкантов и собравшихся поклонников), Фёдоров закрепляет свою гитару на стойке и начинает извлекать из неё звуки, лишь отчасти притрагиваясь к грифу и струнам — обряд начинает мерцать изысками и перерастает в некую чувственную сферу (петтинг — как минимум!). Шаг к гитаре — шаг от гитары. Нездешний взгляд. Духовую секцию «АукцЫона», обычно пребывающую на определённом участке сцены, к этому времени разметало-развело бог весть куда: и вот, Николай Рубанов, отложив бас-кларнет, накрепко прирос к клавишной установке на левом фланге близ Фёдорова, а фактурный тубист Михаил Коловский с противоположного фланга активными жестами артистично (но тщетно) призывает соратника вернуться на привычное место — мол, песня закончилась, где ты там застрял. Программу доигрывают в каноническом соответствии: протяжная «Не вижу птиц я» (тут всё внимание на Анну Хвостенко и на сценический бэкграунд), встреченная на «ура!» плясовая «Прощальная» (музыканты отбивают ритм ладонями, вовлекая в действо застоявшихся без танцев зрителей), снова поэзия, сводящая с ума фатальным лиризмом и мелодикой Баха «Милая моя» и торжественный гимн «Мы всех лучше» — с вновь ожившими на экране Хвостом, Анри Волохонским и видеокадрами многочисленных выступлений «АукцЫона». Анна держит в руках лист с текстом и, в образе знающего своё дело аниматора из этнографического музея (шучу, конечно), дирижирует раздухарившимся залом. В коде, каждый доигрывая своё, музыканты один за другим постепенно покидают сцену, пока на ней не остаются Анна Хвостенко и Олег Гаркуша. На часах — 22.15. Анна душевно прощается и уходит; Гаркуша, забыв в этот раз представить группу, рутинно рекламирует ближайшие концерты и тоже прощается, обещая всем желающим автографы и совместные фото в фойе. Проходящий мимо музыкант «АукцЫона» внезапно останавливается и, картинно, с жаром, пожимая Гаркуше руку, громко произносит: «ДО СВИДАНИЯ!» (загрустившие, было, зрители хохочут).

Пять минут сцена остаётся пустой, пока группу шумно вызывают на «бис». Вернувшиеся музыканты исполняют ещё три песни: два номера из самого нового на сегодня альбома «На Солнце» («И день и ночь» и «Пропал», прямо в альбомном порядке — видимо, ещё не отделавшись от строгой концепции «Чайника») и, в финале, «Буду ждать» из альбома «Девушки поют». Всё пронизано характерной звукографикой, песни явно не желают прекращаться: каждая (как ощущается) длится бесконечно. В 22.45 двухчасовой концерт, всё же, завершился: Олег Гаркуша, деловито собирая дудочки и баночки в саквояж (все стулья со сцены он умудрился поочерёдно унести за кулисы прямо во время исполнения блока на «бис»), снова повторяет мантру про встречу с желающими для получения селфи и автографов, многажды благодарит публику и заодно поздравляет с наступающим Новым годом.

...Это был потрясающий концерт великой группы «АукцЫон», исполнившей вживую свою самую цельную, утончённую и сентиментальную программу — одну из ярчайших в своей истории. Если вас на этом концерте не было — обязательно стремитесь сходить на «АукцЫон». Чаще дышите магией, друзья, это неизменно окрыляет.

Особо благодарю Сергея Мухина — его фотоработы использованы в этом обзоре.

© И.Шамарин, 16.12.2018 — специально для сайта http://igor-shamarin.ru

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr