«Аквариум» в ДК Горбунова с программой «Время Луны» (8.03.1998)

Дата концерта: 8 марта 1998 года
Место проведения: Москва, ДК им.Горбунова
Артист: группа «АКВАРИУМ»
Программа: «Время Луны»

Полный сет-лист выступления группы «Аквариум»:

1. Если бы не ты
2. Из Калинина в Тверь
3. Дарья, Дарья
4. Тяжёлый рок
5. Болота Невы
6. Тень
7. Там, где взойдёт Луна
8. Мой друг доктор
9. Дорога 21
10. Орёл, Телец и Лев
11. Платан
12. Сын плотника
13. Аделаида
14. Китай
15. Капитан Белый Снег
16. Скорбец
17. Хилый закос под любовь
18. Некоторые женятся (а некоторые — так)
19. Железнодорожная вода
20. По дороге в Дамаск
21. Стучаться в двери травы
22. Серебро Господа моего
23. Песня для нового быта
24. Время Луны
25. С утра шёл снег

Это была серия из двух концертов «Аквариума» в «Горбушке», 7 и 8 марта 1998 года, объединённых названием «Время Луны». Лунная тема появилась, конечно же, не от балды — это отсылка к программе «Лилит», основа которой и составила тогдашний сет-лист. Забавно, но идти в те дни на Б.Г. я не планировал и билеты тем паче не покупал (90 рублей с носа), но друзья, позвонив утром, позвали составить им компанию, и прямо 8 марта мы всем скопом нагрянули в «Горбушку». Весь предыдущий, 1997 год, прошёл под знаком 25-летия «Аквариума» — это были последние выступления прославленного «золотого состава», предварённые выпуском архивного сборника «Хрестоматия 1980—1987» и номерного альбома «Гиперборея» с изобретательно переосмысленным материалом 1970-х (именно на этой пластинке голос Квентина Тарантино произносит знаковую фразу из фильма «От заката до рассвета»: «Now let's kill the fucking band!» / «А теперь давайте-ка прикончим этот долбаный ансамбль!»). Покончив с очередной инкарнацией «Аквариума», Борис Гребенщиков обрил голову и надел массивные тёмные очки, уже в начале осени 1997-го выдав на гора, возможно, лучший свой авторский песенный цикл — «Лилит», работа над аранжировками которого происходила в США в компании музыкантов культовой канадско-американской группы «The Band», сотрудничавшей в своё время с самим Бобом Диланом. В итоге были выпущены две версии альбома, русская и американская, а в концертной реализации программы «Лилит» Гребенщикову вызвался помочь гитарист «золотого состава» «Аквариума» Александр Ляпин. Весной 1998 года группа пребывала в составе, в котором и сыграла концерты «Время Луны», а именно: Борис Гребенщиков (вокал, гитара), Александр Ляпин (гитара), Владимир Кудрявцев (бас-гитара), Олег «Шар» Шавкунов (перскуссия) и Андрей Суротдинов (скрипка, клавишные).

В фойе ДК было замечено несколько VIP-персон (к примеру, писательница Татьяна Толстая), а в зале, овеянном сладкой дымкой ароматических свечей, наблюдался вполне привычный для «Аквариума» аншлаг. Впрочем, и это многие отметили, с энергетикой, исходящей от самого Б.Г., в этот вечер как-то не вполне сложилось, и функции фронтмена взял на себя маэстро Ляпин. Кстати, лично я и отправился на концерт, по сути, ради Ляпина — ходили слухи, что «Лилит» будет перезаписана с его гитарой, и очень хотелось послушать, как это может звучать (а ведь и реально стоило бы Б.Г. тогда записать эту программу с экс-соратником!). Концерт начался с короткого поздравления (на календаре ведь было 8 Марта) и целого блока программы «Лилит»: восемь песен нон-стопом (при этом первые три вещи — в альбомном порядке). Определённый тон был задан, и так, в преимущественно блюзовом ключе (имели место и этнические изыски), всё пришло в движение. И хотя машинист зарубал вовсе не Вивальди, двигались «от перрона к перрону» в компании с Моисеем, вооружённым брандспойтом («Если бы не ты»), с говорящим и не знающим, но знающим и не говорящим Лао-цзы («Дарья, Дарья»), Марком Нопфлером и его «Brothers In Arms» на плечах («Болота Невы»). Песня «Тень» в живом исполнении пробрала до мурашек. Как это часто бывает в случае с Б.Г., не обошлось без причудливых версий уже получивших, казалось бы, каноническую форму произведений. Так, к примеру, в «Тяжёлом роке» строчка «счастье не греет, оно где-то за стеклянной стеной» прозвучала как «солнце не греет, оно где-то за стеклянной стеной» (смысл перетянули на себя, скорее всего, невидимые пятна на солнце из предыдущей строфы), а в порадовавшей фэнов старинной балладе «Орёл, Телец и Лев» финал получился довольно-таки неожиданным. В оригинале исполнялось:

Так и живём, не пропустив ни дня,
И каждый день проходит словно дважды.
А я всё пью, и мучаюсь от жажды,
А гости здесь, и смотрят на меня.

На концерте же Борис Борисович, видимо, задумался о чём-то во время исполнения, и спел: «А мы всё пьём... Я мучаюсь от жажды... А гости здесь, и смотрят на меня». Посмеялись все вместе над таким ловким кульбитом. Из совсем нового материала в этот вечер прозвучали песни «Сын плотника» и «Скорбец» (представленный как «русский блюз» — дескать, днём раньше с этой же сцены был задан вопрос, как он может называться, и вот, стало быть, «скорбец»). Обойма старых хитов состояла из песен: «Дорога 21», «Орёл, Телец и Лев», «Платан», «Аделаида», «Китай» (на гениальные стихи Николая Гумилёва), «Железнодорожная вода», «Стучаться в двери травы», «Серебро Господа моего», «Песня для нового быта», «Время Луны» и «С утра шёл снег». Народ очень желал услышать «Дубровского», но маэстро по обыкновению не пошёл на поводу у публики. Герои вечера, при всех несомненных профессиональных достоинствах Б.Г., — Александр Ляпин и Олег Шар, именно на их харизме и артистическом драйве всё держалось на этом мартовском лунном шоу. В общем и целом, обошлось без ощущения магического присутствия (т.е., вопреки канону, сияние от слегка утомлённой Легенды не исходило), но сами песни сделали этот вечер замечательным. Программа прозвучала «в полный голос».

И.Шамарин, 21-22 апреля 2017 года.

Обзор написан на основе архивных заметок специально для сайта https://igor-shamarin.ru/.