Эдвин Ландсир — «Человек предполагает, а Бог располагает»

Продолжаем исследовать влияние искусства на разум. В галерее Королевского колледжа при Лондонском университете висит картина Эдвина Ландсира, гения эпохи романтизма. Картина называется «Человек предполагает, а Бог располагает» («Man Proposes, God Disposes») и создана она в 1864 году. В предсмертной записке одного юноши, добровольно расставшегося с жизнью во второй половине ХХ века, говорилось: «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ — ОНИ МЕНЯ ЗАСТАВИЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ!». Когда в колледже наступает пора очередных экзаменов, картину Ландсира по заведённой традиции завешивают флагом Великобритании: это повелось с тех пор, когда один из студентов, не в силах побороть исходящий от картины зловещий магнетизм, попытался её закрыть, и первым, что ему подвернулось под руку, был упомянутый флаг. Бытует мрачное давнее поверье: картина сводит людей с ума.

А печальным поводом для произведения стала неудачная арктическая экспедиция сэра Джона Франклина 1845-47 гг. Будучи мастером-анималистом, Ландсир изобразил двух белых медведей на останках разбившегося в щепки корабля. Один из медведей вцепился зубами в британский корабельный флаг, другой с упоением грызёт человеческие кости. Такие дела.

Основная идейная подоплёка здесь — аллегорическое изображение кризиса британского империализма и осмысление расплаты за прогресс. Вдова Франклина, к слову, не стала даже рассматривать данное полотно, да и критический резонанс был, увы, не на стороне художника.

Вообще же, друзья, Эдвин Ландсир — невероятно почитаемый ещё при жизни британский мастер, покинувший этот мир в возрасте 71 года. Именно его яркая фантазия и творческий каприз подарили человечеству, например, цепкий образ альпийского сенбернара, собаки-спасателя, — с неизменной шкатулочкой с коньяком, прицепленной к шее.