Спектакль «В городе Лжедмитрове» (16.05.2019)

Действующие лица и исполнители:

Антон Мячиков, возвращенец — Алексей Кортнев
Сергей «Рыло» Рылеев, Мэр города — Сергей Белоголовцев
Кира Неволина, ихняя любовь — Кристина Бабушкина
Эдмунды Феликсовичи Козловы (с шестого по десятого), силовики — Дмитрий Чувелёв
Отец Полоний, настоятель храма Науки — Сергей Чекрыжов
Вергилий Панкофф, мерило добродетели — Павел Мордюков
Один за всех — Константин Шпаков
Второй зав.сех. — Никита Санаев
Голос М — Михаил Ефремов
Голос Ж — Ольга Шляпникова
ЛОХи — музыканты и техники команды «Несчастный случай»:

Алексей Кортнев (гитара, вокал)
Павел Мордюков (саксофон)
Сергей Чекрыжов (клавишные)
Дмитрий Чувелёв (соло-гитара)
Роман Мамаев (бас-гитара)
Павел Тимофеев (барабаны)
Максим Лихачёв, Алексей Панкратов (тромбон)
Олег Грабак (труба)

16 мая 2019 года (вечер четверга) побывали в ДК им. Зуева, что расположен близ метро «Белорусская», на научно-фантастической музыкальной постановке «В городе Лжедмитрове». Премьера спектакля состоялась 20 марта, и мы стали зрителями седьмого по счёту показа. Изначально эта история была замыслом песни в светлой голове фронтмена рок-группы «Несчастный случай» Алексея Кортнева. Замысел, претерпев значительную трансформацию, со временем перерос в идею театрального воплощения. Ярослав Свиридов написал пьесу, в процесс «наращивания мышц» которой включился целый творческий коллектив (не без участия харизматичного актёра-эксцентрика Сергея Белоголовцева, сыгравшего в спектакле роль главного антагониста, всемогущего Мэра города). Весомую лепту в итоговый сценарий внёс Максим Виторган — он же и стал режиссёром-постановщиком.

Бегло рассмотрев в фойе ДК Зуева фотогалерею идущих там же культовых московских спектаклей «День радио» и «День выборов», за 100 рублей мы приобрели оригинальную программку, напечатанную в виде газеты с названием «ЛЖЕДМИТРОВСКАЯ ПРАВДА». Благодаря этому содержательному информационному листку любой зритель смог ещё до начала действия ознакомиться не только с перечнем действующих лиц, но и со словарём малопонятных терминов, встречающихся в спектакле («а также терминов вроде бы понятных, но, если подумать, то вовсе и нет»), а ещё — с праздничными и памятными днями города Лжедмитрова. К примеру, это дало каждому читателю знание о том, что 5 июня 1947 года Лжедмитров был переименован в Берияславль-Залесский в честь Л.П.Берия и окрестных лесов, а 30 июля 1954 года Берияславлю-Залесскому было возвращено историческое имя Лжедмитров (и вырублены леса) — и много иных полезных исторических сведений.

Спектакль начался неожиданно: вскоре после третьего звонка на сцену вышел вполне себе буднично одетый Алексей Кортнев и, поблагодарив гостеприимный ДК Зуева за предоставленную сцену, обратился к зрителям со словами благодарности за посещение, отметив явное расширение аудитории и наличие незнакомых лиц (несмотря на репертуар, «не меняющийся лет двадцать...пять...»), заодно попросив всех отключить мобильные телефоны. И, уже берясь за гитару, невзначай оповестил, что приветствует нас на своём творческом вечере, который носит название «Искренне ваш, Антон Мячиков». Едва зрители успели понять, что это никакая не премьерная «преамбула от лица создателей», а реальное театральное действие, как герой Кортнева начал исполнять песню. На втором или третьем куплете у певца внезапно стали происходить сбои памяти: песня разваливалась на невнятные части. В итоге окончательно увязший в словесной каше герой прервал исполнение раздражённой репликой: «Да что ж тут так воняет-то?!!» — и вот уже он стоит с чемоданом под проливным дождём, заблудившись по дороге в город Лжедмитров, куда, как мы вскоре понимаем из контекста, неизвестные лица «по старой памяти» пригласили его принять участие в концерте в день выборов Мэра. Прислушавшись к прорывающемуся сквозь помехи эфиру «Христорадио» (вперемежку с отказывающимся работать GPS) и к «подсказкам сердца», мы узнаём: город Лжедмитров, основанный в 1606 году Лжедмитрием I на берегу реки Высерки, в советское время по воле руководителя советского ядерного проекта Л.П.Берии стал наукоградом (под улицами и домами города был построен первый в мире Большой Ядерный Коллайдер (БЯКо), а нанообразующим предприятием Лжедмитрова, соответственно, стал НИИБЯКо, мутировавший к концу XX века в Храм науки, поскольку наука в Лжедмитрове утратила первоначальный смысл и стала религией). Встреча с первым же жителем города (обвешенным чёрными мусорными пакетами силовиком-полицейским) дала понять: из города никто не может и не имеет право уехать, к родной вони здесь все давно принюхались, а у каждого лжедмитровца имеется какая-нибудь уникальная суперспособность (вот только слово «мутант» применительно к местным — жесточайшее табу, за любой факт его произнесения законодательно положен удар по щеке от каждого свидетеля). Зато первой буквой лжедмитровского алфавита является буква «М», поскольку с неё начинается сакральное здесь слово «МЭР» — и т.п. 

Ну, а дальше перед нами была разыграна пронизанная бесчисленными аллюзиями на книги Салтыкова-Щедрина и братьев Стругацких экзистенциальная драма, рассказывающая под периодический живой аккомпанемент замечательных песен в исполнении группы «Несчастный случай» о взаимоотношениях персонажей давнего любовного треугольника: бывших лжедмитровских одноклассников Антона Мячикова, Серёги Рылеева по прозвищу «Рыло» (ныне — всемогущего Мэра) и их общей «любови» Киры Неволиной (с помощью которой в ипостаси «правой руки» Рылеева Антон и был вызван в город, откуда, благодаря своей суперспособности всё забывать, давным-давно сумел уехать — в отличие от остальных, мутировавших и приспособившихся к бюрократическому мракобесию жителей наукограда). У каждого здесь — свои оправдания и грёзы: хозяйственный и не лишённый наглого обаяния мэр Рылеев с замашками едва повзрослевшего гопника (появляется в спектакле из глубины зрительного зала в сопровождении охраны, по-панибратски раздавая зрителям конфетки), некогда придумавший сбрасывать поступающий «с большой земли» мусор в пресловутый ядерный коллайдер, что в итоге подвело Лжедмитров к черте техногенной катастрофы, а самого Мэра — к навязчивой мысли о побеге отсюда при первой же возможности; его безотказная секретарша и невеста Кира, которую в своё время, равно как и собственную мать, равно как и собственных друзей, равно как и вообще всё на свете фатально ЗАБЫЛ мягкотелый романтик Антон Мячиков, променявший свободное творчество на рутину риэлторской работы в столице; антонов друг детства Вергилий Панкофф — раздавленный прессом обстоятельств «кухонный» интеллигент, бойко торгующий совестью, которой у него в избытке; настоятель храма Науки отец Полоний и прочие полубезумные персонажи, чуть ли не выпархивающие из-под ног. Нас изысканно перемещали в пространстве зала, меняя ракурсы и погружая в психоделические сны, нам пели сильные песни (особенно пригвоздила к креслу «Война» с врезающимся в память рефреном «простофили мечтают о мире, президенты хотят войны»), перед нашими глазами открывали памятник Лаврентию Берии, а затем по зрительному залу летала его надувная голова в зловещем пенсне, перед нами герои обнажали свои внутренние бездны и поколенческие страхи — чтоб каждый пришедший на спектакль смог задуматься о чём-то затаившемся, важном и, возможно, основательно забытом. С нами бархатным голосом Михаила Ефремова «из прекрасного близка» разговаривала ГорАСЖ (Городская Автономная Система Жизнеобеспечения), к которой в Лжедмитрове можно обращаться в любой момент с любым насущным вопросом, попросту выкрикнув в пространство: «Алё, ГорАСЖ!», а лжедмитровские гастарбайтеры читали вслух на ломаном русском краеугольную цитату из Ричарда Баха — в общем, скучать было некогда. В числе новых песен «Несчастного случая» прозвучала также хорошо известная классика («Нет-нет»), а финал в стиле «Deus ex machina» оставил простор для версий, споров и разночтений.

Моё резюме будет в целом дружелюбным, но есть одно «но». Если бы спектакль был создан и представлен на сцене 10 лет назад, это, пожалуй, была бы бомба небывалой мощности. Это и был бы акт того самого, дерзновенного новаторства, упоминаемого в начале спектакля. Сегодня это не больше, чем закономерная и — предсказуемая — эпитафия двум десятилетиям путинизма. Времена изменились, на пороге — следующая эпоха. Сегодня, в преддверии новых раскладов и иных пазлов, сатирический и мультикультурный потенциал «Города Лжедмитрова» выглядит уже не столь ярко, а местами — тускловато (не беря в расчёт музыкальную составляющую и весь эпизод с лжедмитровскими выборами, которым открывается второе действие). Куда важнее затрагиваемая в спектакле проблема отношений, возвращений и забывчивости. Вот эта пульсация, сомнений нет, ещё как переживёт своё время. Как бы то ни было, два вечерних часа на просмотр были потрачено не зря, и под навязчиво звучащий в голове аккомпанемент «Весёлой мутантской» ставлю премьере большой плюс. Было бы любопытно увидеть экранизацию этой истории, там есть где визуально развернуться.

В очерке использованы фотографии с сайта https://stageok.ru