60-летие Петра Мамонова в Театре Эстрады (26.04.2011)

14 апреля 2011 года исполнилось 60 лет Петру Николаевичу Мамонову — уникальному, многомерному, неподражаемому, любимейшему и легендарнейшему нашему рок-музыканту, поэту, актёру, лицедею, философу-отшельнику. Юбилейной дате был посвящён музыкально-поэтический вечер в Театре Эстрады, который состоялся во вторник, 26 апреля.

Мамонов-1

Сцена – классический «чёрный кабинет», где-то в его глубине – одинокий Денис Бургазлиев с бас-гитарой в руках, играющий под запрограммированный барабанный ритм сочную фанк-тему вполне в духе «Звуков Му». Через несколько тактов на сцену вышел Пётр Николаевич Мамонов в круглых тёмных очках, который моментально приступил к исполнению первой композиции (круто переаранжированная, перемонтированная вдоль и поперёк песня «Старый Кринкранк» из альбома 2005 года «Сказки братьев Гримм»), лихо аккомпанируя себе на электрической гитаре и при этом выделывая всем телом нечто феерическое. Приветственная фраза: «Наше сегодняшнее выступление посвящается дорогим женщинам и столь быстро текущим годам жизни!». Мне сразу чрезвычайно покатило, особенно в контексте того, что рядом в целлофановом пакете лежала и вздрагивала от чёткой фанковой ритмики «Отдельная реальность» Карлоса Кастанеды. Следом, фактически в том же ритме – суперхит «Марина» (по-моему, чуть ли не самая сильная вещь концерта). Наиболее маргинальная часть публики завелась и поймала кураж (хотя, справедливости ради, нужно отметить преобладание вполне не рок-н-ролльного контингента и, главным образом, женщин бальзаковского возраста с огромными букетами цветов). Дальше прозвучала песня «Блюз одиноких отцов» («Какие-то другие существа окружили нас плотно»), Денис при этом уже успел надеть и снять тёмные очки, а Мамонов очки вовсе отбросил куда-то себе под ноги. Следом были исполнены в превосходном, но трудно-узнаваемом виде собранные в монолитный блок песни из цикла «Сказки братьев Гримм»: «Золушка», «Железный Гейнрих», шедевральная «Разбойник и его сыновья» (с предварительной фразой «Настало время лирических композиций»). Во время исполнения «Разбойника» Денис Бургазлиев вышел на первый план и поучаствовал не только как басист, но и как партнёр-актёр, что внесло оживление в драматургию вечера: кто бы мог предполагать, что очень скоро концерт даст досадный энергетический сбой. Денис доиграл песню и как-то стремительно покинул сцену. Пётр Николаевич в одиночку исполнил потрясающий «Блюз тайно тоскующего по дому человека», затем, отложив гитару, тоже исчез а кулисами. Возникла явно непредвиденная заминка, и тогда Мамонов, ни на секунду не прекращая двигаться по сценическому пространству (то и дело ныряя в кулисы и выныривая обратно), сказал: «Программа новая, мы тут немного потерялись…», а затем: «Там басист потерял сознание… человек неопытный… я тогда один продолжу». Настал философско-поэтический сегмент концерта, который Мамонов назвал: «ЗАКОРЮЧКИ-2011»! Последовал суетливый и вызвавший пересмешки в зале поиск очков с попытками привлечения к этим поискам жены (крик в сторону кулис: «Ольга Ивановна! Я очки потерял! Ну ладно, буду так, без очков – по памяти. А, вот они!»). Перемежая собственные мысли и афоризмы (мне особенно врезалась в память: «Отдых не зависит от количества труда!») выдержками из писаний отцов Церкви, юбиляр периодически отбрасывал себе под ноги и в зал скомканные листы бумаги с прочитанными распечатками (в какой-то момент заметил: «Намусорил я тут…»). То и дело что-то пропускал, объясняя: «У нас сейчас Светлая Неделя, поэтому я про смерть и про Спасителя на потом отложил…»

Завершил концерт блок электроакустики, где одна песня плавно или резко переходила в другую, и уже было трудно определить – что за чем следует. В общем звуковом полотне зрители могли расслышать и новое, и «кое-что из напрасно забытого старого»: «Ты и я», «Тёмный Му», спаянный с чем-то ещё, потрясающе прозвучал «Мальчик-с-пальчик», а дальше – суперхиты «Досуги-буги», «Мумия» (с резким переходом после первого же припева в песню «Северо-западный слон»). После поклонов Пётр Николаевич ушёл за кулисы с букетами цветов и огромной сумкой (было заметно, что юбиляр сильно устал), затем снова «вывалился» и, грохнувшись на стул, сыграл монументального «Серого голубя», сорвав бешеные стоячие аплодисменты, не стихавшие минут пять. Автографов не раздавал, лишь напоследок куражисто покривлялся, перебрав за пару мгновений десяток мимических масок. МАТЁРЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ! Когда закрылся занавес и включили свет, публика стала расходиться. Такой вот, немного сумбурный, получился юбилей. Стихийный, неоднозначный и загадочный – как сам юбиляр. «Спасибо, мои дорогие. Шестьдесят — это главное и, может, единственное моё достижение в жизни...» Какой же, всё-таки, мощный старик. Ура ему!

Читайте полный вариант отчёта в рубрике «Побывал на концерте».