«Бог-панк». История

Не так давно отредактировал начало стихотворения «БОГ-ПАНК». К слову, это произошло само по себе, вне концепции затеянного перепросмотра, просто электрический стул «Электрон» всплыл в чьих-то ещё воспоминаниях как неверно услышанное у Цоя, и захотелось чего-то менее привязанного к конкретике. Всё равно ведь — никто не верит в бога-панка и все верят, что такого нет :) Когда в сентябре прошлого года искал к проступившему тогда тексту иллюстрацию, нашёл в Сети вот этот шедевр — точнее картинки не найти! Возможно, эта история — некий отклик на «Бога пустыни» Александра и Людмилы Белаш из по-своему весёлой антологии «Бомбы и бумеранги». С антропологом Кастанедой всё и так понятно, а что касается латинского креста в языческом контексте, можно вспомнить о древних скандинавах, носивших на теле крестообразный символ молота бога Тора. Ну, к примеру.

«БОГ-ПАНК»

Сидит — хмельной, потусторонний,
В венце пылающих мозгов,
Бог-панк, последний в пантеоне
Неоязыческих богов.

Глаза – две ржавые булавки,
А выражение лица –
Как будто навернулся с лавки
И повредился слегонца.

Поток навязчивого бреда
Восходит к звёздной синеве.
Тут антрополог Кастанеда,
Нет слов, уступит в мастерстве.

Все ходят по пунктирной стрелке
И видят космос неспроста
В огнях летающей тарелки,
В тени латинского креста.

Но как запятнана изнанка,
Когда во внешнем – яркий свет!
Никто не верит в бога-панка.
Все верят, что такого нет.

А он перебирает бритвы
И хрипло стонет с бодуна.
— Бог-панк, услышь мои молитвы!
— А в морду — хошь? Иди ты на!..

© И.Шамарин, 2.IX.2016.

«Электрический меч вампира». История

Стихотворение «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МЕЧ ВАМПИРА» — это декабрь 2007 года. Давно хотелось придумать историю, где главный герой — за кадром, в тени, и о нём только намекается. А тут я как раз дочитывал «Тёмную Башню» Стивена Кинга, последнюю книгу одноимённого цикла, и буквально на ходу позаимствовал у мэтра фишку. Отыскал тот самый фрагмент целиком: «...К ним следовало прибавить троих бледных, настороженных существ, которые стояли за Миа. По густо-синим аурам Сюзанна определила, что это вампиры. Возможно, из тех, кого отец Каллагэн относил к третьему типу (бывший священник еще сравнивал их с рыбой-лоцманом). Итого, десять. У двух вампиров были арбалеты, у третьего — какой-то электрический меч, который сейчас, опущенный вниз, чуть светился. Если б ей удалось добраться до пистолета Скоутера <...>, она в первую очередь намеревалась нейтрализовать вампира с электрическим мечом. Лишь Господь знал, какой урон могло нанести это оружие, но Сюзанна Дин не хотела этого выяснять».

«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МЕЧ ВАМПИРА»

От стреляющих против шерсти,
От распятий на перекрёстках –
Разговаривающий перстень
И чужое лицо из воска.

Паспорт, вроде бы, не просрочен,
Но не выдержит даже взгляда.
Жизнь как сон. Под покровом ночи –
Раскуроченная ограда.

Безразличен к дурной погоде,
Волчьим когтем прошитый с детства,
Тихий гость – он сюда приходит
Из глубинного королевства.

Он участвовал в древних войнах,
Он мочился на тени башен.
Ты смеёшься – ему не больно.
Ты искришься – ему не страшно!

Там, за шторой – окно и то же:
Кто-то ртом припадает к ране.
И бежит холодок по коже,
И предметы плывут в тумане…

…Непрестижный район столицы.
Однокомнатная квартира.
Ни души. А в углу таится
Электрический меч вампира.

© И.Шамарин, 5.XII.2007.

Прочитал «Беседы с Маккартни»

«Ничего не надо делать с высунутым языком, не надо ничего вымучивать»... «Почему ты мне говоришь — это нельзя сыграть? Очень даже можно, знаешь ли!»... «Тенор, без деформации опускающийся до баритона»... Это просто праздник какой-то, а не книга. Кайф натуральный, без примесей. Оригинальное издание выпущено в 2015-м, у нас издано «АСТом» в текущем году, пока ещё имеется в доступе (думаю, сметут с прилавков до осени). Сердечно рекомендую! У фотохудожника Брассая были «Беседы с Пикассо», а ливерпульский рок-журналист Пол Дю Нойер (или, всё-таки, Пол Дю Нойе?) с 1979 года общается с Полом Маккартни, вследствие чего граду и миру явлен уникальнейший 400-страничный документ в жанре «информация из первых уст» — «Conversations with McCartney» («Беседы с Маккартни»).

Множество бесед (можно было бы сказать интервью, если бы тон разговоров не был столь домашне-доверительным), из которых складывается общая картина, при этом для удобства рассказ в первой части придерживается исторической хронологии. Далее идут более развёрнутые обсуждения самых интересных моментов, и получается эдакая ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛА МАККАРТНИ. Россыпь интереснейших фактов глазами самого старичка Макки с пронизанной жизнеутверждающим юмором прямой речью (переводчик дал нам возможность даже оценить нюансы особого ливерпульского выговора).

Вектор исследования: быка за рога, прямой курс на все острые углы, обстоятельный анализ происходившего. Джон Леннон не как рок-идол, а как закадычный язвительный дружок, со всеми оттенками личности, включая «снятые» с Бадди Холли очки, ранее не представимые на музыкальной сцене. Линда Истман-Маккартни от и до, без особых сантиментов, во всей своей противоречивости. Джордж и Ринго — как есть, с плюсами и минусами. Боб Дилан как современник-гуру. Много воспоминаний и ощущений послевоенного детства. Корни, что важно в понимании Маккартни-автора и Маккартни-парня-своей-эпохи. Семейные байки, красочное описание отца. Особо — о языке и о кельтских корнях. О постижении основ музыки «задом наперёд» (Пол ведь левша) и вообще о его методе сочинения. О пресловутой ситуации со Стюартом Сатклиффом («я его не выживал из группы, поверьте, мне вообще навязали бас — спросите Джорджа»). «Битлы» от причёсок до аккордов — откуда что взялось. Подробное объяснение ситуации с развалом «THE BEATLES» и, в целом, ответы на большинство пресловутых «битловских» и не менее проблемных «постбитловских» вопросов — в щедром ассортименте.

История группы «WINGS» и сольного творчества изложены ПОДРОБНЕЙШЕ, как, пожалуй, никогда ранее (да ещё столь откровенно и человечно), включая объяснение смены составов и мотивацию экспериментов. Жизнь и долгий творческий путь Пола Маккартни — в воспоминаниях, добром стёбе, обсуждениях песен, пластинок и фильмов. Много самокритики, но и объяснений — почему.

Особо запомнилось:

Маккартни должен был сыграть Ромео (он попросту отказался) в культовом 2-серийном фильме «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли 1968 года. Попробуем представить.

История неосуществлённых проектов «Carnival of Light» (до сих пор не обнародованный срывающий крышу эксперимент 1967) и не менее лакомый, судя по задумке, «Return to Pepperland» (1987).

Эмоциональная хроника работы над альбомами «Everest» (в итоге — «Abbey Road») и «Get Back» (в итоге — «Let It Be»). Всё вокруг них, включая озарения и ревнивое бодание.

Инцидент в японском аэропорту с изъятием марихуаны — реальный надрыв личности, имевший большие последствия.

Панк-рок как реальная угроза и Элис Купер как супербосс нового рока.

Провальное исполнение «Let It Be» на благотворительном концерте «Live Aid» в 1985 году — вся история глазами и ощущениями её главного участника.

И это — малая часть рассказанного. Тираж 2000 всего, так что долго не размышляйте. Издание с суперобложкой, двумя офигительными фото-вклейками и особой фишкой в коде — авторским анализом 50-ти наиболее ярких и знаковых песен Пола Маккартни за весь период написания. Оторваться абсолютно невозможно, так что я даже удерживал себя, растягивая ознакомление с книгой во времени.

«Аист Пушкин». История

Довёл до ума «АИСТА ПУШКИНА» в ноябре 2015-го, хотя в черновиках текст этот томился года с 2003-го, то есть это ещё задумка из эпохи моего бравого вторжения в сетевую поэзию под личиной Сельского Гуру. Аист Пушкин — потому что А.С.Пушкин, это и потащило за собой историю. В «Роман-газете» перестроечных времён было опубликовано «Пушкиногорье» Семёна Гейченко — не помню, это оттуда пассаж про то, что Пушкин в Михайловском писал аистиным пером?.. Как бы то ни было, об этом факте узнал именно с подачи Гейченко, тут без вариантов. А что касается вычурных пистолетов, то, как высказался Блок в 1921 году, Пушкин умер не от пули Дантеса, а от отсутствия воздуха. Об этом нужно помнить, друзья.

«АИСТ ПУШКИН»

Где повисшие в небе церквушки
На ветру отзываются тихо,
Жил и горя не знал аист Пушкин
С аистятами и аистихой.

В беге дней наслаждалось семейство
Кротким счастьем, дарованным свыше.
Райский сад их, возделанный вместе,
Стал гнездом на соломенной крыше.

Люди пришлые лишь удивлялись,
Задаваясь вопросом дурацким:
Почему звался Пушкиным аист?
Где у аистов с Пушкиным связка?

Орнитологи морщили веки,
На коллег с неприязнью глазея
В краеведческой библиотеке
И в безжизненных фондах музея.

Выпускницы филфака друг дружку
Щедро крыли изысканным матом:
Приколочен давно А.С.Пушкин
К диссертациям и рефератам!

На закате мясные волокна-
Облака плыли к центру Европы.
И таращились в синие окна
Телевизоры, будто циклопы.

Прел в окрестных сараях картофель,
И маячил поблизости где-то
Аистиный классический профиль
В форме вычурного пистолета.

© И.Шамарин, 15.XI.2015.

«Ясность». История

О стихотворении «ЯСНОСТЬ». Оно проступило в декабре 2014-го. Параллельно обкатке текста перечитывал «Евгения Онегина», что интересно. В числе сетевых отзывов встречались ассоциации с «Мастером и Маргаритой», яркость текста сравнивалась с эффектом 3D. Всё это мне важно и приятно, но не менее важно прояснить (каламбурю порой, с каждым бывает), чьими глазами были мои глаза в момент проживания текста. Речь идёт, конечно же, о Лонгине Сотнике — римском центурионе (в тексте есть намёк на въевшийся в ладонь след от витиса, жезла из виноградной лозы), который по преданию пронзил копьём тело распятого Христа и, едва кровь Иисуса обагрила его подёрнутые катарактой глаза, воин прозрел. Став свидетелем сопровождавших распятие событий, сотник назвал Христа Сыном Божьим, а затем и вовсе оставил службу, став христианским подвижником. По приказу Понтия Пилата, своего бывшего начальника, был найден и обезглавлен, за что и почитается ныне как мученик.

У всего есть свои корни. Корни «Ясности» — в замечательной книге Бориса Деревенского «Иисус Христос в документах истории». 

«ЯСНОСТЬ»

Рваный, как куст, Иисус
Сотнику по плечо.
Боль солона на вкус – 
Сколько её ещё?

Въелась в ладонь лоза.
Хищные времена.
Что там, в твоих глазах?..
Клятая пелена…

Птичьей ордой галдят
Пыльные города.
В небе – следы бродяг,
Сгинувших в никогда.

В пятнах бордовых шлем,
Панциря чешуя.
Из-под ребра на член –
Мёртвая кровь с копья.

Холодно – хоть ложись
Греться среди камней.
Видится в смерти – жизнь!
Видится всё ясней.

© И.Шамарин, 17.XII.2014.

«ALTER LEGO». История

«ALTER LEGO» был написан в феврале 2004-го. Я его не включил в книгу «Шифры & Тексты» — возможно, зря. К слову, менее чем за четыре года до того британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик LEGO самой значимой игрушкой XX века. Само название — сцепленные друг с другом два датских слова, leg и godt (играть и хорошо), и в фундаменте моего стихотворения заложена игра слов, отсылка к латинскому Alter ego. Тут можно поразмышлять о феномене шизофренического расслоения творческого сознания, можно оттолкнуться от «Странной истории доктора Джекила и мистер Хайда» или, допустим, от «Бойцовского клуба». Я раскручивал историю от запомнившегося фрагмента из «Преступления и наказания» Достоевского: «И так-то вот всегда у этих шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента рядят человека в павлиньи перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит».

В общем, будьте осторожнее с пресловутым «вторым Я», не теряйте себя самих в цепких объятиях

«ALTER LEGO»

С этого дня мы с тобой — друзья.
Прыгая в жизнь с разбега,
Освободись от Второго «Я»,
Слушайся...ALTER LEGO!

Это вставляет сильней, чем спорт!
Метод тебе подвластен:
Всё, что увидишь — дели, как торт,
На составные части.

Необъективно, зато когда
Минус уступит плюсу,
Истину выкрасишь без труда
Цветом любым, по вкусу!

Станешь незыблемым, как стена,
Дав слабину едва ли.
Благо, обратная сторона
Есть у любой медали.

Хочешь — рассматривай под стеклом —
Не обнаружишь в целом
Сладкое — с горьким, добро — со злом,
Уголь — с сыпучим мелом.

Выгодней — правильность схем любя,
Всё разложить на блоки.
Чувствуй Конструктор внутри себя —
И никакой мороки!

Разве не жаждет душа твоя
Лучшего оберега?
К чёрту проблемы Второго «Я»,
Слушайся ALTER LEGO!

© И.Шамарин, 1.II.2004.

«3005». История

Творческая кухня. Чуть подредактировал «3005», написанный в декабре 2012-го. Надо, наверное, провести очередной ретроспективный субботник в своей магической лаборатории — с учётом, так сказать, актуальных ценностей. Стряхнуть пыль с архивов и артефактов.

Вкратце, история создания «3005» такая: я накануне послушал CD «NIRVANA» (хорошо известный меломанам официальный зэ бэст с чёрной обложкой), а утром проснулся от пронзительных, буквально выдирающих душу из груди птичьих криков за декабрьским окном. Всё это вызвало к жизни вот эту историю в декорациях фэнтези. И да, я из тех людей, кому известен год собственной смерти — однажды в детстве задал во сне вопрос определённому Гостю и получил на него чёткий ответ. Это, конечно, намного раньше, чем

«3005»

Птицы гундосят так, как будто у них
Клювы набиты мерзкою требухой.
Я отрываю взгляд от свитков и книг,
Тщетно пытаюсь вспомнить, кто я такой.

Что там, в окне? Зима, всё та же зима…
Башня-игла. Семь воронов на шесте.
Вижу толпу солдат, телеги, дома
И факела в клубящейся темноте.

Холод сковал лицо. Ничтожен обзор:
Прутья решётки вгрызлись в мою скулу.
Что-то терзает слух: похоже на хор
Тучных чтецов у дьявола на балу.

Вновь опускаю вниз огарок свечи,
Вижу в сыром углу себя самого.
Ржавая цепь. Щербатые кирпичи.
И на кресте распятое божество…

Перед глазами – смутно знакомый лик.
Как его звали, Этого старика?..
Память подводит, я ведь и сам – старик.
Грудь словно яма и плетью висит рука.

Помню, как не пресмыкаясь и не таясь
Шёл в этот город – в улей гудящих пчёл.
Помню свой смех. Чудовищ, сброшенных в грязь…
Должен признать – я многого не учёл.

Бог мой, прошу, не покинь меня в час, когда
Кто-нибудь гаркнет: – А ну, предъяви штрихкод!
Вьюга всё злее… И стража идёт сюда…
Мой Рубикон – три тысячи пятый год.

© И.Шамарин, 16.XII.2012.

10-летие «Крематория» (14.10.1993): как это было

Рубрика Побывал на концерте пополнена ретроспективным обзором концерта группы «Крематорий», прошедшего в ДК Горбунова 14 октября 1993 года в ознаменование 10-летия коллектива. Об изменённой дате мероприятия, об особенностях политической жизни страны, о последних блистательных днях творческого тандема Григорян-Троегубов, о байкерах на сцене, о прощании с Михаилом Россовским, о пылающей шляпе — читайте в новой главе нашего бесконечного путешествия по золотым временам отечественного рока! 

Клуб громовержцев: рождённые в сентябре

23 апреля 2017 года на сайте размещены 30 новых глав проекта «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ», посвящённого жизни и творчеству зарубежных рок-звёзд. В этот раз чествуем рождённых в сентябре и слушаем самые яркие песни означенных персон и коллективов. Добро пожаловать! На очереди — громовержцы октября...

Архив-1998: группа «Аквариум» с программой «Время Луны»

Тематический раздел Побывал на концерте пополнен обзором выступления группы «Аквариум» в ДК Горбунова 8 марта 1998 года с программой «Время Луны». Исполнялись песни альбома «Лилит» и старые хиты. Как всё прошло? Читайте эксклюзивный обзор только на этом сайте!

Безумный гений..

Увидел сегодня на Доме кино афишу, резануло по глазам: «Неподражаемый мир безумного гения...». Высоцкий — безумен? Любопытно и как-то даже свежо. Тут кто-то явно спутал безумие с буйством, а это совсем не одно и то же. Впрочем, возможно, это такая тенденция — всех бунтарей записывать в безумцы? 

О книге «На обочине времени» В.Соболя

Одолел, наконец, романище Владимира Соболя «На обочине времени». 511 страниц. Серьёзная книга, отвык уж от таких. По духу похоже, пожалуй, на песню «Случай в Сибири» СашБаша. Главный герой повествования — Борис Гомельский, 40-летний доцент-физик Политехнического института, рассказывающий в 1991 году о своей жизни начиная с 1971-го. Очень подробно, основательно, местами красочно, местами рутинно — о жизни, быте и настроении определённой прослойки ленинградской молодёжи тех лет.

Любовные похождения, застольные разговоры о социализме, пресловутый еврейский вопрос, надломленная карьера, не по годам рассудительное студенчество, обременённый интеллектом рабочий класс, детально описываемое производство и заводской трудовой процесс, история с сельскими гопниками во время очередного выезда на сельхозработы, дамоклов меч далёкой-близкой Афганской войны, насыщенная культурная жизнь: художники, реставраторы, литераторы, музыканты (есть даже отдельный персонаж с гитарой, некий бард по прозвищу Пончо) — и всё происходит под герметичным куполом ржавеющего Совка. В книге есть вставная новелла про Великого Воина Н`бонго — утраченное произведение одного из героев, воссозданное по памяти Гомельским. В общем, проникся я, автору — уважуха. В финале невесело, но сам Гомельский — жив. В отличие от всех тех, кого. Чистая книга, добросовестная. Мозги до сих пор скрипят от натуги, блин. Есть там и такой, особо впечатливший абзац:

«Где им мерещился клокочущий локомотив Истории, оказалась жадная до крови ритуальная повозка, медленно переваливающаяся на шипастых колёсах. Громоздкая и неуклюжая, едва ползущая по каменистой дороге двуколка, пробивающая ужасный путь сквозь груды человеческих тел, дробя кости и перемалывая плоть, — вот оно, современное Государство любой формы и цвета».

На концерте «АукцЫона» в «YotaSpace»

Раздел Побывал на концерте пополнен рассказом о выступлении группы «АукцЫон» в клубе «YotaSpace» в пятницу 31 марта. Группа отметила 10-летие альбома «Девушки поют», сыграла значительную часть новой программы «На Солнце», пару номеров из альбома «Юла», а также три немеркнущих хита из собственного золотого фонда. Подробности, картинки, полный сет-лист, а также история полученного автографа Олега Гаркуши — в обзоре. Добро пожаловать!

На смерть Чака Берри

Утиной походкой ушёл в Вечность Чак Берри, один из первооткрывателей рок-н-ролла, а также рок-сказитель, предпочитавший в песне не только драйв, но и сюжетный посыл. Приятно осознавать, что с людьми такого таланта и масштаба не только жил в одно время, но и имел честь дышать одним воздухом. Так было в конце июля 1997 года, когда легендарный Берри впервые выступил в Москве на площадке возле ГЦКЗ «Россия» под эгидой проходившего там же XX Московского кинофестиваля. В тот памятный июльский вечер 1997-го со сцены, при поддержке наших ритм-энд-блюзовых грандов «Кроссроудз» и «Off Beat», была исполнена вся непременная обойма величайших хитов всемирного рок-маэстро, включая бессмертные «Rock And Roll Music», «Sweet Little Sixteen», «Johnny B.Goode», «Roll Over Beethoven». Уникальная энергетика, незабываемые впечатления. Спасибо за рок-н-ролл, дядя Чак!

Чарльз Эдвард Андерсон Берри, известный как Чак Берри, родился 18 октября 1926 года в Сент-Луисе на западном берегу р.Миссисипи (штат Миссури, США), в многодетной негритянской семье среднего класса (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы). Чарльз с детства увлекался музыкой, и свой первый концерт сыграл в школе. В 1944 году, ещё учась в школе, Берри с двумя друзьями, пользуясь сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину, за что все трое были признаны виновными в вооружённом ограблении и осуждены на 10 лет лишения свободы. В заключении Чак продолжал заниматься музыкой: он организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда ему был 21 год. После женитьбы и рождения дочери музыкант устроился рабочим на автомобилестроительный завод, а позже работал косметологом. В начале 1950-х, для дополнительного заработка, Берри начал играть в клубах Сент-Луиса с различными местными группами. В 1953 году Берри сформировал «Johnnie Johnson Trio», с которого началось его сотрудничество с Джонни Джонсоном. В мае 1955 года, по совету Мадди Уотерса, Берри вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла «Chess Records». Вскоре был записан первый сингл Чака Берри – «Maybellene». Один за другим музыкант стал сочинять и выпускать сингл-хиты, ставшие рок-классикой. В их числе: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock and Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958).

В середине 1950-х Чак начал сниматься в кино, а с 1958 года начали выпускаться его долгоиграющие пластинки. В самом конце 1959 года музыкант оказался вовлечённым в судебное разбирательство, связанное с обвинением в растлении 14-летней девочки, оказавшейся проституткой. В результате расследования инцидента Берри, пытавшийся оправдаться тем, что хотел устроить девочку гардеробщицей в свой клуб «в целях её перевоспитания», был оштрафован на 5000 долларов и приговорён к 5 годам тюремного заключения. Он был освобождён досрочно, проведя в тюрьме три года. Его новые пластинки, тем не менее, продолжали издаваться. Прерванная карьера Берри неожиданно взяла реванш в лице «британского вторжения» середины 1960-х гг. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские группы, включая «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Kinks», «The Animals», «The Yardbirds» и др. Берри также вернулся к классическому рок-н-ролльному стилю и записал в 1964-65 гг. несколько альбомов и 7 синглов, два из которых вошли в двадцатку национального хит-парада США. В 1966 году певец перешёл на лейбл «Mercury Records». Именно в это время в творчестве Берри появились новые нюансы: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления. На новом лейбле музыкант перезаписал свои хиты и выпустил два альбома с новым материалом. Середина 1970-х отмечена возобновлением и окончательным разрывом его отношений с лейблом «Chess Records». В 1979 году против Берри было заведено уголовное дело за неуплату налогов. В итоге суд приговорил его к 4 месяцам тюрьмы и 1000 часов общественно-принудительных работ. А в 1990 году на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. В конечном итоге дело было решено не доводить до судебного разбирательства. С начала 1980-х Берри концентрировался на концертной деятельности, перестав выпускать новый материал.

18 марта 2017 года полицейские и медики округа Сент-Чарльз (штат Миссури, США), явившись по экстренному вызову в дом Чака Берри, оказались не в силах спасти легендарного 90-летнего музыканта: он умер в 13:26 по местному времени. Такие дела.

Клуб громовержцев: рождённые в августе

17 марта пополнен проект «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ». На этот раз речь идёт о жизни и творчестве 37-ми зарубежных рок-музыкантов, рождённых в августе. По традиции, помимо биографических статей, сверенных с авторитетными источниками, главы содержат сопроводительные материалы в виде ссылок на наиболее знаковые пластинки и лучшие песни конкретных исполнителей и групп. Long Live Rock`n`Roll!

«История звука» группы «ДДТ»: хроника концерта

11 марта 2017 года в разделе Побывал на концерте опубликован подробный обзор большого ретроспективного концерта группы «ДДТ» — «История звука». Концерт прошёл 5 марта в СК «Олимпийский» при полном аншлаге. Это было незабываемо, и те, кто присутствовал, будут долго помнить этот великий, фактически эталонный рок-концерт одной из самых ярких и значимых российских групп. Итак, о том, что и как было спето в микрофон и в мегафон, о птичках и мифах, о космических полётах, о прозрачности и безжалостном ветре Истории, об эпицентре файер-шоу в бушующей страстями фан-зоне, о цифрах и числах, о живых и ушедших музыкантах, о свободе, любви и творчестве, о лунной тени танцора и о многом-многом другом — читайте на сайте, друзья!

О фильме Джима Джармуша «Патерсон»

Эмили Дикинсон после своей смерти была названа величайшей американской поэтессой всех времён. Она умерла в 1886 году в возрасте 55 лет, опубликовав при жизни 7 стихотворений (некоторые исследователи сходятся на цифре 10). Первый сборник стихов Эмили Дикинсон увидел свет спустя четыре года после её смерти, и в дальнейшем публикации уже не прекращались, ведь за свою жизнь Дикинсон сочинила 1800 (!) стихотворений. Имя Эмили Дикинсон, конечно же, неспроста упоминают герои нового фильма Джима Джармуша «Патерсон» — этой истории о склонном к поэтическому творчеству, но отказывающему себе в амбициях водителе автобуса из города Патерсон — города в Нью-Джерси, воспетого некогда другим великим американцем по имени Уильям Карлос Уильямс (враче, писавшим по ночам авангардные стихи об окружающей повседневности).

У водителя автобуса (тёзке города, а стало быть, у некоего нарицательного олицетворения человека из народа, такого, как вы и я) есть ежедневно ищущая себя девушка по имени Лора и бульдог Марвин, и их жизнь — бесконечная сансара в духе истории про День сурка. Никакой претенциозности. Ничего сверхъестественного. У главного героя нет даже мобильного телефона, а в почтовом ящике на лужайке возле дома — никаких писем, даже спама. Семь дней, как братья-близнецы — от пробуждения в постели до вечерней прогулки с собакой и бокала пива в местном баре, семь дней — в словах, размышлениях, шагах. И вроде, можно подумать, что всё чин чинарём (есть в фильме пара механиков Зелёных, по сравнению с проблемами которых наш водитель — вполне счастливый человек), и утренние поцелуи греют, и стихи вылезают буквально из каждой спичечной коробки, но только не от каждой спички зажигаются (по Цою) костры, и что-то явно не так в жизни героя Джармуша. Спички рассыпаются, стихи в тетрадке всё больше заменяют Патерсону реальную жизнь, и даже случайно встреченная школьница, пишущая стихи про «вода-пад» (реинкарнация Эмили Дикинсон, sic!), способна заинтересовать его куда больше, нежели полная амбиций и творческой энергии сексапильная молодая жена (иранская актриса Гольшифте Фарахани, которую мы ещё увидим в конце мая в новых «Пиратах Карибского моря»), а фотки короля панк-рока Игги Попа и комика Лу Костелло на стене за барной стойкой или беседа подростков в автобусе об итальянском анархисте Гаэтано Бреши вызывают больше интереса, нежели первые выученные Лорой аккорды на гитаре «Esteban» или приготовленные ею пирожные.

День за днём — и вот уже герои оказываются в кинотеатре, выбрав для просмотра первую экранизацию «Острова доктора Моро» — фильм с кричащим в нашем случае названием «Остров потерянных душ». Собственно, Джармуш спокойно мог бы дать своему фильму то же самое название, ведь фильм этот — об одиночестве, и я бы даже сказал — об ужасе одиночества. Одиночество на многолюдной улице, одиночество в супружеской постели, одиночество в заполненном хмельными посетителями баре. Одиночество в мире, не предусматривающем одиночества. Сцена, когда главный герой в ступоре сидит над изжёванными его же псом страницами заветной поэтической тетрадки — это и есть картинка экзистенциального краха. Закономерный, продиктованный логикой событий итог. И знаковая, многозначительная фраза: «Я тебя не люблю, Марвин». Фраза, которую, на самом деле, Патерсон мог бы сказать не только собственной собаке, но и любому вокруг.

В финале картины японец-турист, фанат Уильяма Карлоса Уильямса, дарует созерцающему водопад Патерсону новую жизнь, которую олицетворяет...чистая тетрадь. Но нужна ли песня рыбе — вопрос, на который герою ещё только предстоит ответить. Колесо сансары делает оборот, на календаре снова понедельник. Но гипотетическая лаборатория доктора Моро не предана огню, и спасению с острова потерянных душ радоваться пока рано. Я бы посмотрел продолжение, хотя — sapienti sat.

О трилогии Ренсома Риггза «Дом странных детей»

«Никто не хочет быть головой на мосту. На свете нет ни одного ребёнка, который растёт и мечтает стать чёртовой головой на мосту и день-деньской предвещать всякие несчастья, пока его глаза выклёвывают вороны. Но жизнь не всегда усыпана розами, знаете ли...»

На самом деле, в том, что я прочитал трилогию 37-летнего калифорнийского сценариста Ренсома Риггза, виноват Тим Бёртон, который столь беспомощно экранизировал первую книгу цикла. Захотелось разобраться, почему так вышло, и проверить — насколько хороши или безнадёжны оригинальные тексты (переведённые на русский, разумеется). Что тут можно сказать, трилогия написана добротно, особенно если учесть, что основой для сюжета послужили (по словам автора) собранные им на протяжении многих лет старинные жанровые фотографии. Это необычно, и именно атмосферы так не хватало в фильме, не говоря уже о самих странных детях, застрявших во временной петле одного сентябрьского дня 1940 года — в книге всему нашлось объяснение и у всего имелись основания. В кино — вопрос на вопросе. Первая книга, по которой и был снят фильм Бёртона, — самая сильная и атмосферная, пронизанная психологическими нюансами. Дальше мы погружаемся в хронику приключений, знакомясь не только со «странными детьми», но и со «странными животными», а мисс Сапсан, застрявшая в теле птицы, всё никак не имеет шанса быть расколдованной обратно, и вот уже юный Джейкоб Портман разъезжает верхом на управляемых им пустОтах, как какой-нибудь Пол Муад'Диб на Песчаном черве планеты Дюна, и экшен хлещет через край, и идёт нешуточная борьба за каждую странную душу. Не скажу, что Риггз создал шедевры. Но местами читать было занятно. Есть в трилогии несколько персонажей, бесспорно украсивших галерею жанра «тёмного городского фэнтези» для подростков. И то хлеб.

Ода «Бригаде С»

26 февраля 2017 года тематический раздел Побывал на концерте пополнен обзором концерта Гарика Сукачёва и группы «Бригада С», состоявшегося 24 февраля в клубе «YotaSpace» близ метро «Ленинский проспект». Мероприятие знаменательно тем, что это — последний московский концерт в истории «Бригады С», очередной реюнион которой состоялся пару лет тому назад. Все подробности, а также краткий экскурс в историю славной группы — в обзоре! Добро пожаловать!

 

Маргарита Пушкина читает «Лунные лица»

3 февраля 2017 года на официальной странице соцсети «ВКонтакте» известной российской рок-поэтессы Маргариты Пушкиной опубликована первая («Лунная») часть начитанного в студии Московского Дворца Молодёжи в декабре 2016 года аудиоцикла, в котором, помимо стихотворения самой М.Пушкиной «Пёс Вагнера» и текста песни Сергея Калугина «Чёрная Луна», звучит стихотворение Игоря Шамарина «Лунные лица». В качестве музыкального фона в означенном треке звучит оркестр под управлением Джеймса Ласта, исполняющий «Лунную Сонату». Послушать, как звучит это произведение в исполнении Маргариты Пушкиной можно по ссылке:

https://vk.com/pushkina_official?w=wall-412285_2058

10 лет без Ильи Кормильцева

4 февраля 2007 года из Лондона пришла скорбная весть: Илья Кормильцев переправился на другую сторону холма. Ничего хреновее и придумать было нельзя, я буквально только-только успел разыскать своего гуру в «Live Journal», поделившись в личной переписке обширным мнением по поводу реально крутой и долгожданнейшей его книги «Никто из ниоткуда». Ещё предстоял важный разговор по поводу кормильцевских переводов песен «Led Zeppelin», ещё нужно было детальнее выяснить подоплёку потрясшего меня текста о том, как обезьяна стала человеком, да и вообще, по поводу тех же «Когтей», «Бесов»... Ожидал если не ответов, то хотя бы намёков «Садык». Да много чего ещё было необходимо спросить и уточнить, чёрт возьми. Но вышло так: загадки остались загадками. Учитель вышел за дверь посмотреть на расположение небесных светил, а в итоге был обнаружен уже вознёсшимся.

Вы помните, когда впервые узнали о поэте Илье Кормильцеве? В моём случае это был конверт пиратской пластинки, выпущенной не гнушавшейся подобными делами фирмой «Мелодия» по следам «Рок-панорамы-87». На одной стороне был сет «Бригады С», на другой — сет «Наутилуса Помпилиуса», в ту пору уже отлично известной и весьма дерзкой свердловской команды. В скобках возле песен было указано авторство. «Наутилусы» уже блистали и потрясали в полный рост, а вот авторство текстов, скорее интуитивно, до того момента почему-то приписывалось Вячеславу Бутусову, настолько он был убедителен и органичен в качестве исполнителя этих шикарных полотен. Приблизительно тогда же в прессе рассекретили и облик ИВК, что позволило несколько иначе взглянуть на творчество не только «Наутилуса», но и невероятно культового уже в те годы «Урфина Джюса» (я и до сих пор считаю альбомы «15» и «Жизнь в стиле heavy metal» недосягаемыми вершинами мирового масштаба, а тогда, в контексте стоящего за конкретными строчками Мастера буквально переоткрыл для себя заново слышанное на магнитных плёнках волшебство), а также разыскать и по достоинству оценить свежайший в ту пору дебютный альбом Насти Полевой «Тацу». А затем была книжка «Скованные одной цепью», купленная в 1990-м на презентации программы «Наугад» в «Горбушке». Самая первая книга Кормильцева, с неподражаемыми бутусовскими рисунками. Тогда уже открылся метод — из потрясающих и порой сбивающих с толку строчек, не имевших заглавных букв, начало прорастать практическое влияние. Вообще, с открытием Кормильцева я сделал большой шаг — я увидел, что текст имеет не только внешнюю сторону, но и таинственные катакомбы. Кто-то должен был произнести: «Сезам, открой дверь», нужен был магический ключ к пещере с сокровищами. Так Илья Кормильцев, сам того не ведая, стал для меня проводником в Творчество — ту совокупность образов и прозрений, за которым стояло не отжившее своё двадцатое столетие, а самый взаправдашний XXI век.

Давайте помнить Мастера, порою наведываясь в открытые им для нас миры.

Концерты Игоря Шамарина: ретроспектива

29 января 2017 года на сайте появился новый раздел — «Концерты Игоря Шамарина». Данный раздел позволит окунуться в атмосферу наиболее ярких и запомнившихся концертных выступлений Игоря Шамарина за весь период его сольной деятельности в ипостаси рок-барда. Вы получите возможность увидеть афиши мероприятий, ознакомиться с сет-листами, а также сможете живо представить происходившее благодаря фото- и видеохронике. Открывает раздел ретроспективный материал о «Белом вечере», состоявшемся 11 июня 2006 года в культурном центре «Белые облака» на Покровке. В тот день прошла музыкально-художественная презентация первой официальной книги Игоря Шамарина — «Шифры и тексты».

Первый стих 2017 года

По традиции, торжественно презентую первое стихотворение года!

«ЦВЕТОК»

Сквозь привычную городу суету,
Сквозь ленивый людской поток
Бормоча несуразности на ходу,
Путь держал человек-цветок.

Оставаясь как будто бы ни при чём,
Прорастая из своего,
Кто-то, может, его и задел плечом –
Не почувствовал ничего.

Если разум – твой друг, разгадай, пойми
Человека-цветка маршрут.
Вот он делает шаг в параллельный мир,
Вот опять появился тут.

Чужеликую чувствуя тайну в нём,
Не пытайся найти ответ
На вопрос, где цветочный остался дом,
На какой из иных планет?

Может статься, не так уж и далеко
Дом отмеченного судьбой
Обладателя листьев и лепестков,
Дом инаковости самой.

Оставаясь как будто бы ни при чём,
Прорастая из ничего,
Если он и заденет тебя плечом –
Не почувствуешь своего.

© И.Шамарин, 28 января 2017 г.

Клуб громовержцев: рождённые в июле

15 января 2017 года проект «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ» пополнен блоком из 35-ти глав, посвящённых биографиям наиболее ярких зарубежных рок-музыкантов, рождённых в июле. Как обычно, в статьях не только хроника творческого становления означенных персон и история соответствующих музыкальных коллективов, но и ссылки на знаковые треки самых лучших пластинок. На очереди — именинники августа, не пропустите!

ronni-dzheyms-dioМик-ДжаггерKate-Bush